Турецкий барабан

Турецкие войска входят в Идлиб, Photo © AFP

Идлибский анклав – последний форпост ИГИЛ и ассоциированых с этой террористической организацией группировок. Состоящая из “перебежавших” в ИГИЛ бойцов “Джабхат ал Нусра”, в начале “арабской весны”, считавшихся “нашими сукиными детьми” ЕС и Госдепом, выпестованная и вооруженная в турецких тренировочных лагерях – эта группировка оказалась наиболее живучей из всех именно потому, что по большей части состоит из этнических турок (туркаманы) и состояла на службе у Турции. Из них в начале “арабской весны” находящийся в полной силе “новый султан” Эрдоган расчитывал сформировать марионеточное правительство северной Сирии, которое покончило бы с курдами, осуществив их геноцид. Эрдоган покончил бы с курдами чужими руками и прирастил бы территорию Турции северными провинциями расчленной Сирии, куда он ввел бы войска “для защиты мирного населения” с вящего одобрения ЕС и обамовских США. Задумано было неплохо и многие недалекие люди на это делали ставку.

Однако все пошло не так: в Сирию вошел Путин. Готовящийся к бегству в Иран Асад, неожиданно для многих, не только сохранил свое место, но и сохранил свою страну, поделенную в умах европейских и американских социалистов между Турцией, Ираком, Иорданией и ИГИЛ. Россия сумела найти общий язык с Израилем и так аккуратно прошла через все подводные камни Ближнего Востока, что фактически овладела всей Сирией и стала вторым после Израиля полюсом силы в регионе. Турция сразу восприняла вхождение России враждебно: для Эрдогана это было крушение его надежд на вечное правление и на территориальные захваты. Развязкой этой напряженности стал сбитый российский самолет. Чем это кончилось – известно: США и ЕС не пожелали вступиться за Турцию, опасаясь порямого столкновения с Россией и понимая что Турция становится слишком неудобным и своенравным союзником, сопоставимым с врагом. А один на один с Путиным Эрдоган сразу сдал позиции и пошел на поклон, продемонстрировав свою слабость.

Учитывая, что Путин не угрожал Эрдогану военными последствиями, а возможности России нанести экономический ущерб Турции исчисляются немногим больше 1.5-2 млрд долларов в год (для сравнения: Израиль за 5 лет вывел из Турции 80 млрд.долларов и нанес ущерб туристической, машиностроительной, текстильной и некоторым другим отраслям более чем в 3 млрд.долларов в год) – это если не комаринный укус, то не многим больше осиного. Многие до сих пор не понимают: что может сделать такого Путин Эрдогану, в случае неподчинения последнего. Ряд аналитиков считают, что Россия держит Турцию в тисках газовой и нефтяной трубы, которые могут остановить Турцию на месяц, вызвав экономический коллапс. А иные считают, что Путин держит Эрдогана за “не-стальные” личным компроматом, имея полные сведения о его мошенической торговле нефтью с ИГИЛ, отмывании денег, связи с террором, торговле оружием в личных интересах и так далее. Учитывая какая реакция была лишь на одни слухи об этом в сторону турецких журналистов – можно утверждать, что такая возможность вполне вероятна. Еще одной возможностью является страх Эрдогана перед физическим устранением. “Храбрый” руководитель Турции по слухам, истерически зарывается под обеяло, если к нему стучат ночью по какому либо бытовому поводу. Хотя до поедания галстуков пока дело не дошло, но психологически – истеричность у Эрдогана в крови, и такой вариант тоже не кажется фантастическим.

В любом случае, уже давно известно, что у “Белого падишаха” (как иногда называли турки русских царей) есть какое то очень сильное средство, доводящее Эрдогана до ужаса и всегда срабатывающее. Не стал исключением и последний инцидент в Идлибе. Когда российская авиация расстреляла базы ИГИЛ, заведомо зная от разведки Израиля, что там находятся турецкие военные базы, туркам оставалось только зайтись в истерике. потому что выхода из этой ситуации у них не было. С одной стороны турок среди террористов быть не должно, а с другой стороны, за российского пилота Путин отомстил тремя десятками турецких военных и конечно заявил что #ихтамнет – то-есть “откуда нам знать что среди террористов окажутся регулярные турецкие части?” А ведь предупреждали Эрдогана: Путин сказал еще после убийства пилота Су “они дорого заплатят за это преступление”, а престиж Путина именно на том и держится, что он не мытьем, так катанием выполняет свои угрозы. Россия столь же опасный союзник, сколь опасный противник: об этом надо всегда помнить, имея с ней дело и работая с Путиным, я надеюсь и даже уверен, что Биньямин Натаниягу прекрасно знает с кем он имеет дело и не обманывается внешне приязненными отношениями. А Эрдоган этого не понял. Он считал, что если Россия помогла ему против Запада и Путин передал предостережение Израиля о путче, чем спас Эрдогану жизнь, то они теперь с Путиным кровные братья и можно смело сесть на шею “другу Владимиру”. Однако Россия ни с кем и никогда не дружит – только использует, строго следуя принципу “у государств нет друзей – только интересы”. И Эрдоган в своей политике сохранения Игил и попытке расчленения Сирии, зашел слишком далеко и тут же получил от “друга Владимира” в челюсть. Европа снова не пожелала помочь Эрдогану: его сомнительные методы заручиться дружбой ЕС, погнав 3 миллиона сирийских беженцев на греческую границу вызвали скорее возмущение в Брюсселе. Путин больше не является врагом ЕС и это Эрдоган не может переварить, ведь для него, ничего не понимающего в политике остепенившегося истамбульского гопника, дружное пение европейских дипломатов не отвлекающий фон, а истина в последней инстанции. И вот гордому “халифу” и “султану” снова пришлось ползти к трону “Белого падишаха”, как когда то ползли к трону настоящих, не опереточных, султанов послы России. Перемирие заключено, хотя условия его вряд ли будут исполняться сторонами.

Однако у России появился новый интерес: благодаря глупому удару турецкой армии по сирийским войскам, Эрдоган открыл еще один секрет Турции, который все это время хранили на черный день: оказалось что США при Обаме передали туркам технологии производства беспилотников, причем не 30-летней давности, а совершенно свежие разработки. Очевидно это делалось для того, чтобы “султан” мог наносить удары по своим противникам – сирийской армии, а возможно по России и Израилю. На частных машиностроительных предприятиях своего родича Селджука Байрактара, вдали от чужих глаз и вне государственной статистики, Турция произвела сотни личных дронов Эрдогана, некоторые из которых могут доставлять боеприпасы, а другие следить за противником и корректировать огонь артиллерии, а иные и устранять самоубийственным полетом частных лиц или мелкие военные объекты. Возможно именно на дроны намекал Обама, когда после скандала со сбитым Су заявил, что НАТО не станет помогать туркам в частном конфликте с русскими, но Эрдоган вполне мог бы справиться и сам. Как оказалось, вот такие дроны обещал поставить Украине “султан” чтобы припугнуть Путина. Израиль пристально следит за этим “даром американских демократов” справедливо опасаясь, что новейшие технологии, часть из которых к тому же является израильскими, могут через Турцию оказаться в руках террористов и Ирана. Не менее неприятным было бы для Израиля, если бы эти разработки попали в руки России, находящейся на значительно более высоком технологическом уровне чем Иран и на том же уровне что и Турция. Онако очевидно, что теперь получить эти технологии от Турции станет задачей номер один России и тут бульдожья хватка “друзей” вряд ли ослабнет.

В любом случае, очевидно, что Эрдогану придется считаться с Россией и Идлиб не сможет долго сдерживать удар. Встреча в Москве закончилась снова победой Путина, считает Tagesanzeiger  и должен разделить ее мнение, потому что у Эрдогана нет выхода и полагаться ему не на кого. Тем более очевидной становится правота другого восточного повелителя – египетского президента ас-Сиси, который со свойственной арабам романтичностью, пять лет назад сказал: “…кто полагается на Турцию – полагается на горящий амбар. Собрать урожай туда конечно можно, но потом придется умирать от голода…”.

Be the first to comment

Leave a Reply