Эпоха коронавирусных войн началась

Бои в Нагорном Карабахе, 27 сентября 2020 года, фотография DW
В Закавказье разгорелся ранее замороженный Россией конфликт между Арменией и Азербайджаном. Как известно, Нагорно-Карабахская АО АзССР (НКАО), где при СССР было незначительное преобладание армянского населения, причем этнически область разделялась на Степанакертскую часть – районы преобладания армянского населения и Шушинскую часть, где преобладали азербайджанцы, в последний период власти Горбачева при деятельном участии Москвы, заявила об одностороннем выходе из состава Азербайджана и массово изгнала азербайджанское население. Так же поступила и Армения. Азербайджан наводнили первые после войны с фашизмом беженцы, которых в Азербайджане жалели, но презирали, называя “еразами” (сокращенно “ереванский азербайджанец”) и считая неполноценным этносом. Именно их использовали спецслужбы, чтобы вызвать беспорядки в Азербайджане. Несмотря на стихийное противодействие местного азербайджанского населения, подозрительно сплоченные и организованные банды “еразов” стали выгонять армян из Азербайджана, организовывать погромы и даже убийства. Это помогло центральной власти ввести в Азербайджан войска и организовать внешнее управление республикой. Фактическим военным рейхскомиссаром Кремля (иначе не назовешь) был назначен Черномырдин. Вторжение в 1990 году советской армии в Баку под соусом “спасения армян” привели к массовому убийству азербайджанского населения (так называемый “черный январь 1990”). При этом Кремль фактически поощрял выход НКАО из состава Азербайджана, на словах подтверждая “неприкосновенность границ Азирбиржана (как это название произносил Горбачев)”, но на деле требуя территориального компромисса.
 
Последующие события краха СССР, провозглашения независимости республик в их советских границах, не прекратили а только еще более усилили войну на территории Азербайджана. Военные действия усугублялись тем, что Россия полностью была на стороне Армении, передавая ей оружие, боеприпасы, а порой и выступая на ее стороне в гибридной войне. После нескольких лет войны, обе стороны были полностью истощены, при этом в результате массового предательства азербайджанских высших офицеров, Азербайджан не только не отвоевал Нагорный Карабах, но и потерял полностью так называемый “низинный Карабах” – площадь почти в треть территории страны, где вообще не было армянского населения. Всю эту площадь практически контролирует сегодня Армения, выигравшая тогда войну и предусмотрительно проведшая этническую чистку, полностью избавившись от какого-либо присутствия азербайджанцев на оккупированной территории.
 
Попытки Азербайджана и Турции (которая на словах выступала “защитником” Азербайджана и подталкивала страну к войне, на деле и шагу не сделавшая чтобы помочь Азербайджану реально) отстоять свои позиции в СБ ООН и обвинить Армению в агрессии и военных преступлениях на оккупированных территориях, разбились о противодействие постоянных членов ООН Франции, России и Великобритании. Армянская диаспора также провела огромную работу в США и добилась того, что статус-кво был заморожен в пользу Армении. Азербайджан остался без территорий, без компенсации и даже без морального удовлетворения. Все что ему удалось добиться – лишь формального признания старых границ, причем с условием, что “проблема не имеет военного решения и должна решаться только в прямых переговорах”. Тем не менее, Азербайджан стерпел поражение, не признал армянской позиции по Карабаху и настоял на том, что никакой “карабахской республики” не существует. В мае 1994 году было заключено невыгодное для Азербайджана перемирие, фактически закрепившее потерю страной 1/3 своих территорий. После заключения перемирия, урегулированием конфликта занимается Минская группа ОБСЕ. Ее мандат был определен в том же году на Будапештском саммите. В состав группы входят Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция, Беларусь, а также Армения и Азербайджан. С 1997 года ее сопредседателями являются США, РФ и Франция.
Долгое время стороны ждали и копили силы, понимая при этом что  однажды война все равно начнется. Армения слишком малочисленна и слаба, чтобы рассчитывать, что захваченные однажды азербайджанские территории можно сохранить своими силами. В то время как Азербайджан, при всей относительной слабости его армии – вояки из азербайджанцев так себе – с пользой для своей армии использовал нефтяной бум, сумел относительно укрепить свою экономику и приобрести сильных и влиятельных друзей. Армения, Грузия и Азербайджан всегда занимали высшие ступени  по уровню коррупции в СССР, а с развалом этой страны,  эти три страны стали занимать “видное место” среди коррумпированных стран в мире. Грузии, благодаря реформам Бендукидзе-Саакашвили, удалось отчасти вырваться из этого порочного круга, но экономика Армении и Азербайджана осталась насквозь пропитанной коррупцией, клановостью и властью ОПГ. И все же, при прочих равных, ситуация в экономике Азербайджана намного лучше армянской. ВВП страны превосходит Армению вчетверо, равно как и бюджет, наполняемый в Азербайджане нефте-газовыми дивидендами, что позволяет Азербайджану выделять существенные средства на перевооружение армии. Армянская же армия живет исключительно милостью России, предоставляющей большие военные кредиты и продающей армянам в долг сравнительно передовую российскую технику. В свою очередь, Азербайджан сотрудничает с Турцией и Израилем, получая в последние годы также и российское оружие. В целом, можно сказать что официальные силы неравны: по некоторым показателям Азербайджан в 10 раз превосходит армянские силы – например самоходная артиллерия, в 2 раза по числу танков, в 6  – РСЗО. Некоторые технические новинки в армии Армении вообще отсутствуют. С другой стороны, Нагорный Карабах – весьма сложная местность, которую армяне укрепляли последние 30 лет и на этой территории нет азербайджанцев, на которых можно было бы рассчитывать азербайджанской армии. Потому, если даже Азербайджан овладеет частью низинных территорий, сломив сопротивление Армении, возможности азербайджанской армии в горной части страны можно рассматривать как негативные.
Все эти расчеты правильны лишь в том случае, если в конфликт  не вмешаются другие стороны. А это полностью меняет всю картину.
Прежде всего, мир в регионе и статус-кво до сего  дня поддерживала Россия. Имея собственную базу в Армении, Россия угрозами и торговыми послаблениями пока сдерживала Азербайджан в узде, используя метод кнута и пряника. Однако бунт в Армении и приход к власти противников пророссийской ориентации во главе с Николом Пашиняном, вынудил Россию на политический маневр: Пашиняна предупредили – если хоть словом будет затронуты российские базы в Гюмри и Ехегнадзоре, Россия снимет свой зонтик над Арменией. Будучи новым главой Армении, Пашинян выбрал путь лавирования между требованиями России и требованиями Запада, при этом строя  свою власть на прозападно ориентированной армянской массе. Виновато оглядываясь на Кремль, подмигивая и разводя руками, дескать “народ так требует”, он манипулирует грозной антироссийской риторикой, однако при этом встречается с Путиным и клянется в верности ОДКБ и ЕАЭС. Народу он говорит, что прямо выгнать русских он не может, иначе Армению раздерут Турция и Азербайджан, а Путину он говорит, что не может не пускать в Армению США и Европу потому-что “взбунтуется народ”. Как обычно, Россия на  это отреагировала в том же духе: стала продавать любое оружие Азербайджану и говорить, что она “полностью н стороне Армении”, но оружие продавать это коммерция и не направленная  против Армении. “Раз вы обещаете, что не покинете ОДКБ, для Армении угрозы нет, мы вас защитим от  любой угрозы” – напрямую выдал в свое время помощник Президента РФ Дворкович.
В  то  же время, ситуация для России в мире существенно ухудшилась. Дональд Трамп ведет торговые войны с конкурентами США – ЕС и Китаем, и пока идет эта война Россия получает жестокие удары по своей экономике от США. В то же время, ЕС все еще управляется администрациями, которые до прихода к власти Трампа, спланировали при Обаме уничтожение России как сильного игрока в глобальном мире, чтобы таким образом привязать к себе территории между США-ЕС и Китаем. “Социнтерн” клепает мировые планы и не может от них отказаться даже если ситуация изменилась. Отказ от планов уничтожения России как игрока мог бы привести к смене руководства Социнтерна, таким образом доказавшим свою профнепригодность и глупость. Потому, как и всякая социалистическая верхушка, бонзы Социнтерна представляют провал Демпартии в США как “некоторые недостатки социалистического руководства США, которые не могут изменит общих планов партии”. Все это окончилось лишь понижением делегатов от Демпартии США в Политбюро Социнтерна и повышением Франции. В результате на Макрона легли невероятно противоречивые обязанности: он одновременно должен давить на Россию и выполнять план ее ослабления, и укреплять Россию, превращая ее в стратегического союзника ЕС. Очевидно, что сделать  это невозможно. Потому Президенту Макрону приходится лавировать, ведя антироссийскую риторику в угоду бонз Социнтерна, охраняя места престарелых политиков, при этом на практике проводить пророссийскую политику, охраняя ее от всевозможных санкций и заботясь о ее экономике. Однако в Социнтерне у него очень сильные противники – мечтающие о реванше представители Демпартии США, до победы Трампа мнившие уже себя правителями единой социалистической планеты Земля. Они поют песни о том, что Трамп – это временно, а с его уходом все  вернется на круги своя и потому старый план времен Обамы ни в коем случае нельзя приостанавливать.
Просил ли Макрон в секретном разговоре с Путиным устроить ему “облегчение задачи” путем создания настолько  мощного конфликта, что он вынудит Социнтерн развязать  руки Макрону и привлечь Россию в качестве “миротворца” или это личная заготовка Путина – скорее всего никогда  не станет достоанием гласности. Фактом остается одно: обострение Карабахского конфликта крайне кстати для России и Макрона и переводит Россию из статуса “проблемы” в статус “решение”.
Международное право в Карабахском конфликте на стороне Азербайджана. Сила в данный момент тоже на его стороне. Международная интервенция и вмешательство в конфликт невозможны в силы близости к России и Турции. Вмешательство СБ ООН неминуемо будет блокировано одной из заинтересованных сторон. Таким образом, единственной страной которая может предотвратить полномасштабную войну в регионе с  неминуемым поражением Армении, имеющей мощную фракцию в  Социнтерне, остается Россия и судьба этого региона  снова в её руках. Если Франция позволит в этой войне победить  Азербайджану – Макрон вынужден будет уйти в отставку или не сможет провести с таким трудом продвигаемых реформ, что в принципе означает одно и то же. А это значит, что Социнтерн вынужден будет дать Макрону “открытый лист” на решение ситуации так, как он сможет. Скорее всего, Макрону придется защитить “Северный поток” и снизить давление по Навальному и прочим  болезненным для России точкам. А с другой – Макрон  приобретет еще больше силы в  ЕС и Социнтерне как единственный практический политик, не болтающий о проблемах, а решающий их. От Карабахского конфликта также выиграет Азербайджан, которому останутся все территории, которые  он успеет занять до вмешательства России и перемирия. Пашинян тоже будет в плюсе: его будут просить ходатайствовать о российской защите и это прибавит ему очков “прозорливого и гибкого политика”, который заранее понял что от России не стоит  совсем отказываться. И конечно выиграет Путин, снова представая в виде миротворца и снова в виде силы, без которой мир просто не может обойтись.
Solomon Mann for ©SmartNews

Be the first to comment

Leave a Reply