Японское изречение “Бизнес – это война” вполне можно отнести и к политике. Военные термины “атака”, “защита”, “контрнаступление”, “капитуляция” и соответствующая наука ведения переговоров – фактически получены из военной практики. Тем более подходит для иллюстрации этой максимы прошедший в минувшую неделю саммит G20 организованный главами европейских стран и прежде всего Ангелой Меркель как символический жест противостояния США и всего остального мира. Меркель намеревалась оказать давление на Трампа тем, что дескать он “нарушает единство Запада”, даже место проведения саммита в проблемном Гамбурге, где до сих пор беснуются тысячи левых активистов, громя город и поджигая автомобили, кажется выбрано неслучайно. Все было сделано для того, чтобы заставить Президента Дональда Трампа изменить его напористую позицию и покориться “сложившемуся до него консенсусу”. При этом, как всегда, социалисты забыват, что Трамп как раз таки пришел к власти в США потому что разрушил “сложившийся до него консенсус” и позволил именно нормальной части народа осуществить свои права на власть.
Основные бои шли за 100 миллиардный бесконтрольный “зеленый” бюджет Парижского соглашения, которые европейские социалисты расчитывали использовать на поддержку своей власти в мире на все следующее десятилетие. С огромным удовлетворение надо констатировать, что эту битву левые проиграли. Трамп решительно отказался от всякого положительного упоминания этой программы в итоговом коммюнике и вынудил упомянуть, что США не участвуют в этой авантюре. Члены этого псевдоэкологического фарса стремятся делать хорошую мину при плохой игре, но уже сейчас понятно, что главная их задумка – собрать 100 миллиардный неконтролируемый “экологический” бюджет для подкормки левых партий – не сложилась. Конечно несколько стран будут пытаться этот бюджет продавливать, но основной донор – США – ушел и с этим уже ничего не поделаешь. Очевидно что все расходы теперь лягут на Германию и Канаду, а вдвоем они вряд ли потянут такую программу, тем более что у них тоже не блестящие экономические показатели.
Встреча между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным, специально прибывшим на собрание “двадцатки” из-за этой встречи, как говорят в высоких кругах кремлевской “элиты”, была предсказуема и заранее оговорена. Как известно, с миссией перед встречей в Москву приезжал Киссинджер и, как многим не хотелось верить, он решил основные противоречия между сторонами. Как это очевидно, Путин принял “предложение от которого невозможно отказаться” и потому с обеих сторон от Эльбы (Гамбург в шутку называют “встречей на Эльбе”) слышны восторженные отклики друг о друге. Посрамлены “политилоги” и “аналитики”, кричавшие что встреча будет холодной, что она пройдет в пределах выделенных организаторами (Меркель) 35 минут, что Трамп и Путин не будут пожимать руки, что встреча будет в духе “привет-пока!” и так далее. Уже сейчас можно с уверенностью сказать: встреча заранее планировалась как прорывная, участники заранее договорились об обходе всех преград, а встретившись, лидеры достигли высокого уровня взаимопонимания. Де-факто, саммит G20, запланированый как бледный саммит обструкции Трампа, стал сенсационным саммитом Трамп – Путин, а все остальные его участники воспринимаются как размытый фон этой встречи. “…Немецкая команда, готовившая саммит “двадцатки”, должно быть, немного расстроена. Они старались, разрабатывали повестку – “зелёная” экономика, дигитализация, борьба с терроризмом, развитие Африки – а почти вся пресса только и говорит, что об одной встрече: первой встрече Дональда Трампа и Владимира Путина…” – пишут ВВС. Организаторы в самом деле были крайне недовольны долгой беседой Путина и Трампа: они специально запрограммировали встречи на высшем уровне так, чтобы дать этой встрече всего пол-часа – на этот счет многие политологи настоящие пляски с бубнами устраивали, торжествуя что Путин будет унижен. Между тем встреча продлилась 2 часа 15 минут и из-за нее более часа пришлось прождать Путина Премьеру Японии Синдзо Абэ. организаторы дошли до такой степени неприличия, что заставили Меланию Трамп войти в комнатушку для конфиденциальных переговоров, которую немцы выделили для Трампа, с намерением его унизить (Трамп потом пошутил, что это наверное была раньше кладовка) чтобы прервать “затянувшуюся” по их мнению беседу, однако Трамп даже не посмотрел на вошедшую жену и она тут же вышла. Сам факт крепкого рукопожатия лидеров, более чем 2-х часовые переговоры, отличные отклики обеих сторон друг о друге и о переговорах, пресс-конференции Путина, Тиллерсона и Лаврова после переговоров говорят о главном: переговоры состоялись и они были успешны. Основными направлениями переговоров Трампа и Путина были четыре главные проблемы: ситуация в Сирии, ситуация в Украине, ситуация в Северной Корее, принципы кибербезопасности. Теперь перейдем к деталям.
По Сирии стороны пришли к общему решению о территориальной целостности страны. Поскольку Путин говорил в интервью о смягчении позиции США по Асаду, а Тиллерсон еще ранее заявлял, что Москве придется всерьез думать о замене Асада на приемлемую для всех сторон фигуру, при этом делая оговорку что США готовы дать на это время, ясно что стороны договорились: Турция уйдет из Сирии, курды не будут требовать государства, а согласятся на автономию, Иран уберется из Сирии, а Россия будет сдерживать проиранские милиции Хизбаллы. О последнем говорит намек Путина, который в интервью заявил, что план примирения в Сирии согласован с Израилем, при этом позиция Израиля по всем вопросам общеизвестна. Чуть позже Тиллерсон подтвердил, что США приветствуют перемирие и прекращение огня между оппозицией и сирийской армией, на что дали разрешение также Иордания и Израиль. Россия умиротворила также и Турцию, пообещав, что в Сирии не появится курдское государство. Таким образом в Сирии становятся возможны, если не примирение сторон, то очень долгое перемирие. Каким образом из Сирии выкинут иранцев пока неясно – уверен что Россия от этого вопроса самоустранилась и делать ничего для этого не будет. Есть два варианта: либо это сделает саудовское “НАТО”, заставив Ирак отменить “прозрачность” своих границ для иранцев, либо этого добьются курдские и суннитские комбатанты при нейтралитете сирийской армии, сдерживаемой Россией и Израилем. В любом случае очевидно: России вновь разрешено действовать в Сирии и она отказывается от поддержки Ирана в этой стране.
По Украине стороны также достигли серьезных договоренностей. Не откладывая дела в долгий ящик, Трамп прямо на встрече с Путиным назначил своего спецпредставителя опытного дипломата Курта Волкера, который будет решать оперативно все вопросы украинского урегулирования и находиться в постоянной связи с Госсекретарем Тиллерсоном. Уже завтра они прибудут в Киев и займутся подготовкой урегулирования. Для меня явным подтверждением того, что Трамп и Путин согласовали выполнение “Плана Манафора” является то, что контактным лицом от имени Путина в России будет наш старый знакомый – Сурков. У последнего уже готова “зондер-команда” – 150 спецназовцев ГРУ, сегодня прибывших по конфиденциальным сведениям в Донецк на машинах (сведения из твиттеров наблюдателей ОБСЕ), которая будет физически уничтожать противников плана примирения из местных и вывозить в Россию российских подданных. Как сообщали в своих пресс конференциях Лавров и Путин, у них есть полное взаимопонимание с Трампом что минские соглашения надо “просто выполнять”. Первым этапом будет отвод тяжелых вооружений – вторая реальная попытка – которая запустит триггер перемирия, а затем от Украины будут требовать законодательных изменений, обеспечивающих неприкосновенность Донбасу и амнистию сепаратистам, как и было сказано в минских соглашениях. После этих изменений на Донбасе пройдут местные выборы, войдут силы ОБСЕ, подкрепленные американской поддержкой и начнется передача Украине границы. А потом наступит последний этап урегулирования: многолетняя интеграция Донбаса назад в Украинскую инфраструктуру. Если все пойдет как надо, то до Нового года о войне в Украине начнут забывать.
По Северной Корее все намного сложнее, чем в двух предыдущих темах. Тут у обоих игроков руки сильно связаны Китаем и, насколько я понимаю, все к чему пришли стороны – Россия не будет сильно мешать США и Китаю придерживать обнаглевшего Ына. Поскольку США предприняли накануне несколько угрожающих военных маневров вблизи границы КНДР, думается жесткая позиция Трампа, как и в вопросе Сирии, сыграет свою положительную роль и приблизит регион к миру.
Все что известно по поводу разговора Пути на и Трампа, касающегося компьютерной безопасности, сводится к вопросам Трампа “ну признайся честно, Володя, твои хакеры куролесили у нас во время выборов?” и стандартных ответов “да ни в жисть! Зуб даю!”. Заранее было ясно каков будет вопрос и каким будет ответ, однако обе стороны прошлись и по прессе и по Конгрессу, которые в самом деле за прошедшие уже 9 месяцев расследований и разбирательств не представили ни одного доказательства своей “абсолютной уверенности”, что Россия вмешивалась в американские выборы. Излагаю версию одного инсайда и по этому вопросу: израильские спецслужбы уверены, более того, представили доказательства лично команде Трампа, что руководил киберналетами на США во время выборов никто иной, как находящийся в России хакер и бывший агент АНБ Эдвард Сноуден – так что отчасти обвинения в том что атаки на Хилари и ее разоблачения шли с территории России можно считать правдой, хотя атаки то выявили как раз правду, а вовсе не создали каких то ложных ориентиров, какие пытались создавать американские “демократы”. Тем не менее, тот же инсайдер говорит, что на прямой вопрос Трампа “правда ли это?” Путин ответил ему, что скорее всего правда, но он – Путин – к этому никакого отношения не имел. В ответ на скептическую гримаску Трампа, Путин якобы пошутил: “…а давайте обменяем Сноудена на Бута? Вы там в Гуантанамо умеете добиваться правды – сами его и спросите…”. На что Трамп, который принял предложение Путина всерьез стал ему объяснять что США – не Россия и он не может освободить или обменять приговоренного судом преступника. Тем не менее, пошутил Путин или нет, но вопрос Бута он обговаривал в своей пресс-конференции, что дает мне намек на то, что инсайд возможно имеет какое-то реальное основание.
Обсуждалась также тема американской ставки на Польшу. Трамп сообщал Путину о том что в Польше будут войска и заверял его что это не является недружественным ходом. Тиллерсон в своем узком твиттере (есть такой для ограниченного круга лиц) отмечал, что Путин отреагировал на удивление безразлично, только сказал “знаем, ждем. Будет конечно зеркальный ответ”. А вот по поводу газа, Путин отреагировал немного нервозно, сказал что это “плохая идея” и предложил американцам лучше шире участовать в разработках российского газа. Однако, видимо, справился с собой и довольно самоуверенно сказал, что рынок все расставит по местам ибо “себестоимость русского газа значительно ниже американского”. Также он попросил от Трампа взамен на свое согласие, заставить Польшу не мешать “Северному потоку-2”. Неясно что ответил Трамп, но кажется согласился. Это соответствует и его плану тоже – ведь “Северный поток” не идет в Вышеградье и сделает газ из Германии более дорогим для этих стран, в то время, как имея свой собственный трубопровод, “Триморцы” смогут максимально снизить конечную себестоимость газа из США.
Было поднято еще с десяток мелких вопросов, от обмена новыми послами чтобы сменить обамовского Теффта и замешанного в скандалах Кисляка, до отмены закона “Саши Яковлева”, но о них почти ничего не известно, так что нет и смысла их обсуждать.
Остальные встречи G20 не были столь важными и никаких важных свершений по их итогам не будет. Страны Нормандской четверки не сделали специальных заявлений, ограничившись приверженностью Минским соглашениям. По Сирии – ничего нового не было сказано. Макрон отличился тем что стал первым политиком, которого дожидался Путин – он опоздал на встречу после климатических дебатов. Но все это больше светская хроника чем политика.
Каковы результаты саммита и чем они запомнятся? На мой взгляд главным результатом явилась именно встреча Трампа и Путина. И если она приведет к миру в Сирии, миру в Украине, ослаблению мирового левого движения и усилению рыночности – то это великие свершения. А особенно я рад за Украину, которая достигает самых больших успехов, когда жестко управляется извне. Теперь будет мир, будут реформы и будет восстановление Донбаса, надеюсь. Кому это и было под силу – так только одним США. Легко не будет, но зато появится надежда.
Solomon Mann
for SmartNews ©2017