Чудо без чуда

Сегодня евреи всего мира вспоминают о чудесах Пурима – спасения евреев от первого в истории специально спланированного геноцида. Не случайно один из фашистских лидеров, пригворенный к повешению на Нюрнбергском процессе сказал “…это Пурим, этого следовало ожидать…”. А адвокаты Геринга цитировали Книгу Эстер: “…И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мордехая…” (8:10) и просили заменить смертную казнь с повешения на расстрел, чтобы дескать правосудие не было похоже на месть.

Для евреев чудеса Пурима говорят о том, что нет такого безвыходного положения, из которого Господь не выручил бы евреев, если они одумаются и станут вести себя так, как обещали Всевышнему на Синае. А для всевозможных врагов Израиля – это грозное напоминание о том, как оканчивают жизнь его ненавистники. Именно потому мудрый судья Мардохай решил увековечить это событие и сегодня оно многому учит нас и открывает многие тайны строения мира, так как Законы Всевышнего – это законы устройства мира и между ними нет различия: законы строения физического мира, или как мы их называем “законы природы”, действуют так же безоговорочно, как законы строения духовных миров. И те и другие – единожды созданы и никогда не изменятся.

В Мегилат Эстер (Свиток Эстер, Книга Эсфири) показан путь, каким злодей Аман старается возбудить ненависть к евреям у царя Ахашвероша (Кореша в христианской традиции): “…вот есть один народ в царстве твоем, живет он среди других народов, а среди народов – не значится. Обособленный он, законы его отличны от законов других народов и законов царя они не выполняют…”. Указывая на обособленность, несхожесть этого народа, Аман бьёт на то, что непохожий – это всегда враждебный. Знаток сил зла, Аман упирает на глубинные злобные, животные инстинкты. Так почему же мудрый и, в общем то не злой, царь Ахашверош, который в дальнейшем сделал столько добра нашему народу и даже, как говорят, дал разрешение своему сыну принять иудаизм, все-таки принял сторону злодея Амана? Ведь не мог же не знать Ахашверош, что евреи – преданные граждане, что у них принято молиться за царя, кем бы он ни был, что евреи никогда не сопротивляются власти если не затрагивать их Бога? Оказывается мог…

Я думаю причиной этому было самоотдаление евреев от других народов. Евреи забыли, что их функция в мире вовсе не выживание во враждебной среде. Функция евреев согласно нашему договору с Создателем – быть светочами, советниками и добрыми примерами для других народов, как сказано “…и будете у Меня народом святым и народом священиков…”, только тогда будет исполняться “…благословляющий тебя – благословен, а проклинающий тебя – проклят…”. Евреи не имеют права замыкаться в своем кругу, не давать пояснений своим поступкам. И тем более, евреи не должны становиться враждебными и принижать другие народы, ведь наша избранность – это не привелегия и не синекура, а всего лишь право нести тяжкую и опасную ношу в этом мире. Праведник и глава нашего народа Мордехай был возвеличен царем и назначен верховным судьей, как сказано “…а Мордехай сидел в воротах царского дворца…” – по традиции в воротах царей на Востоке сидели верховные судьи и творили суд высшей инстанции. Он – высокий чиновник и один из царских любимцев, тем не менее, он даже не довел до сведения царя, по каким законам он судит. Он не общался с царем и с его сановниками, не пояснял им сути своей веры и своих особенностей, несмотря на то, что сам царь считал его справедливым и особенным человеком. Исходя из логики событий, Мордехай даже не сообщил царю, что он еврей, иначе Ахашверош хотя бы спросил бы у своего главного судьи – правда ли все то, что наплел про евреев Аман? Комментарии мудрецов говорят, что Мордехай – не еврейское имя, что его воспитали в семье, угнанной вавилонцами, которые разрушили Храм и увели евреев из Эрец Исраэль, а имя ему дали “Мардоки” – в честь вавилонского идола Мардука, чтобы дескать было “безопаснее”. Имя Адассы, как ее называли дома – Эстер. Комментаторы говорят что и ее назвали в честь языческой богини Иштар. Таким образом, евреи внешне выглядели как жители этой страны, но внутренне абсолютно ее не принимали. Когда же Ахашверош полностью принимает евреев, начинает их понимать и убеждается в том, что все плохое о них сказали ему его собственные враги? Только тогда, когда евреи вдруг раскрываются, перестают прятаться! Как сказано “…и узнал Мордехай все что делалось, и разодрал Мордехай одежды свои, и возложил на себя власяницу и пепел и вышел на середину города и рыдал воплем великим и горьким…”. И то же сделали и другие евреи – они перестали прятаться, так как это не приносит никакой пользы, ведь их все равно все знают, как гворили в СССР “бьют не по паспорту а по роже”. И сама Эстер вдруг открылась Ахашверошу своему собственному мужу, как сказано “…потому что проданы мы – я и народ мой – на истребление…” (Эстер, 7:4). Эффект, получившийся при этом, превзошел все ожидания. Царь Ахашверош вдруг увидел, что самые преданные и самые добрые его друзья и соратники – евреи, что его судья Мордехай не только был опытным и преданным слугой, но и спас его от смерти, предупредив о дворцовом заговоре. Что евреи оказывается не трусливые, жадные и хитрые паразиты, а смелые, сильные и бескорыстные граждане. Как сказано: “…и убили из ненавидящих их 75 тысяч, а на грабеж не простерли руки своей…” –  эти строки показывают на то, что это была настоящая война, поскольку евреи не убивают стариков, женщин и детей – это запрещено во всех случаях кроме одной единственной войны за Эрец Исраэль. 75000 противников, вооруженных и экипированных Аманом – это целая армия и евреи победили их в бою, а имущества их не тронули, хотя сам царь издал закон, кнфискующий имущество сторонников Амана в пользу евреев. Точно также и в наше время, если бы вдруг евреи открылись бы миру, перестали скрывать свои корни, каждый человек в любой стране мира вдруг увидел, что еврей это не только тот низкий торгаш, который обманул в банке и обошел в бизнесе, но и врач. лечивший их детей, надежный партнер в бизнесе, добрый и приветливый сосед на лестничной площадке, композитор, сочинивший любимую мелодию, любимый артист, любимый учитель, его самого а может и его детей, химик, изобретший спасительное для него лекарство, инженер, придумавший любимую модель телефона и так далее.

О чем же стоит нам подумать сегодня, в дни нашей памятной даты, напоминающей об избавлении от казалось бы неминуемого истребления, “решения еврейского вопроса”? Я считаю что главное: это говорить народам правду, не пытаться их обманывать, прятаться среди них и льстиво называть их братьями, в то время как дома, когда никто не видит, показывать им дулю и смеяться над их простотой. Будь немцем на улице, а евреем дома – этот принцип основателя реформистского движения Менделя, по мнению многих еврейских ученых Торы, стал причиной фашистского геноцида. Ничуть не меньшие беды евреям принесла ассимиляция в СССР. Попытка записаться в первые “братья народов СССР” в конечном итоге чуть не кончилась сталинским геноцидом. То же самое можно сказать о евреях, которые записались в “братья запорожцам” и нашли свою смерть в Днепре в романе Гоголя “Тарас Бульба”. Нет, мы не братья другим народам и не собираемся никому навязываться в друзья и родичи. Мы – народ особый, среди иных народов не числящийся. Но мы должны стараться вести себя так, чтобы быть всем близкими своей открытостью и доброжелательностью. Любой желающий должен иметь право нас понять и никому ни в коем случае мы не должны навязываться, никем ни в коем случае мы не должны править и уж совсем “халила ва хас”, никогда не должны мы действовать в интересах одних народов против других, одних социальных групп – против других. Не должно быть в нас и высокомерия – ведь мы несем свою ношу вовсе не так достойно, как должны и этим мы виновны не только перед Богом, но и перед другими народами, ибо через нас на них проливается благословение с Небес.

И еще очень важной мудрости учит Свиток Эстер. Ни в коем случае нельзя проявлять милосердие к тем, кто хочет нас уничтожить! Мордехай мог отказаться от уничтожения тех, кого Аман-злодей воружил и предназначил быть “зондеркомандами” по уничтожению евреев, но он не сделал этого и уничтожил их всех. Только так можно привести справедливость в этот мир: тот кто взял оружие в руки, чтобы уничтожить евреев – сам должен быть уничтожен без всякой жалости.

Solomon Mann

SmartNews©2018

Be the first to comment

Leave a Reply