Французская дипломатия, безусловно, является одной из старейших в Европе. Традиции Талейрана почитаются в Пятой Республике и все французские президенты, наделенные самыми широкими среди всех демократических стран полномочиями, стремятся показать себя на дипломатическом поприще, поскольку экономическое поприще сильно урезано социалистической сущностью французского общества. Виртуозы цинизма, вроде де-Голля с его “…у государств нет друзей – только интересы…”, или Саркози, слывшего другом террориста Каддафи и Путина, имеют все основания на уважение во французском обществе, если они провернули что-то такое, что полезно для Франции, пусть даже это будет очень вредно для других. Эманюэль Макрон, одержавший две блистательные победы подряд во внутренней политике – победу на президентских выборах и победу на выборах парламентских – хотел бы теперь блеснуть и в международной политике, заставив заговорить о себе мир и тем самым поднять свое внутренее реноме во Франции. Пока что у него это получается плохо. Он стал врагом Президента США Трампа в политике, обливая его грязью в предвыборный период Трампа и жестко критикуя в ходе своих выборов, а также навлек на себя и личную неприязнь Президента США, использовав его руку в качестве силомера. Он пригласил в Версаль Путина, вызвав недовольство противников России, а когда Путин примчался к нему готовый к уступкам, вдруг унизил его и отправил ни с чем восвояси, похоронив надежды на дипломатические выманивания уступок. Он громогласно заявлял что собирается убедить Трампа повременить с решением по парижскому соглашению, но так переусердствовал, что от него избавлялись как от назойливой мухи. Короче говоря, пока что Макрон показал себя очень слабым международным политиком, хотя во Франции он по-прежнему высоко “котируется”.
День взятия Бастилии – национальный праздник Франции, на котором обычно собирается вся верхушка Социалистического Интернационала (Социнтерн – более мягкая форма Коминтерна). Однако Макрон, собираясь исправить разом все свои прошлые политические ошибки и отыграть все потерянные очки, пригласил главной фигурой этого праздника Дональда Трампа. Повод конечно нашелся сразу – 100-летие присоединения США к АНТАНТе в войне с Германским блоком. Трамп благоразумно согласился и даже привез с собой полк американской гвардии, одетой по моде прошлого века для парада. Однако парады и гуляния – это развлечение для народа. У политиков развлечения несколько иные. О чем же беседовал с президентом Трампом счастливчик Макрон, уединившись в Доме Инвалидов? Кстати, Дом Инвалидов – это вовсе не то что многие думают, не больница и не дом престарелых с поломанными костями. Дом Инвалидов – это ритуальный музей наполеоновских ветеранов (“инвалид” во Франции времен Наполеона – вышедший в отставку по старости или ранениям солдат наполеоновских войск, от слова “не годен”, в смысле – для войны).
Прежде всего, как уже говорилось в статье о Макроне ранее (“Каждому Макрону – свой Тулон”), у французского Президента есть важная задача: остаться главным в тандеме Франция-Германия, так как от этого зависит благополучие Франции, традиционно пожинающей экономические успехи за Германию. Уже одно то, что Макрону удалось зазвать к себе Трампа и по царски встретить его в Париже, является важной полтической победой, так как дает ему первенство в Европе перед остальными европейскими руководителями и особенно перед Меркель, с которой у Трампа уже устанавливаются самые неприязненные отношения. По всей видимости Макрон хотел бы, основываясь на этом, стать главным переговорщиком между США и Европой, наводя личные мосты с Трампом и заискивая перед ним после всего того негативного, что было сделано против Трампа до этого. Впереди очень тяжелые торговые переговоры США – ЕС, в которых Макрон хотел бы поддержать “статус-кво” и защитить своего “донора” – Германию, с которой у Франции вампирская связь (ну нравится им немецкая кровушка! Сладкая она! кстати она многим нравится – особенно арабским и африканским мигрантам). А это значит надо дать Трампу что-то такое, что заменит ему хоть половину 160 миллиардного торгового дефицита США с Европой. Что же может дать Трампу Макрон? Прежде всего, он может защитить Трампа от нападок “зеленых” и экологических партий. Не случайно еще на G20 Макрон заявил что “не все потеряно” и в Париже 12 декабря вновь соберется климатическая “тусовка”. Макрон может пойти на крупные уступки США в климатических соглашениях, и дать возможность Трампу выиграть этот раунд у американских левых.
Еще одной возможностью повысить свое политическое реноме для Макрона является установление мира в Сирии. После “арабской весны”, устроенной в арабском мире ЕС и обамовской администрацией США, были пролиты целые реки крови и ЕС потерял все рычаги влияния на Ближнем Востоке, поэтому помочь Трампу чем то реальным Макрон уже не может. Однако он может облегчить Трампу работу, переложив на себя ряд политических трудностей Трампа. После жестких обстрелов Сирии ракетами, обвинений Асада в применении химического оружия и в намерении применить его снова, внешнеполитическое ведомство США заявило о неприемлемости фигуры Асада для каких бы то ни было переговоров. Сейчас ситуация несколько изменилась: стоящий за Асада Путин хотел бы сохранить в Сирии режим слабовольного диктатора, а это значит что рано или поздно это станет камнем преткновения между еле-еле начинающими стабилизироваться отношениями между США и Россией. США вместе с курдами уже штурмуют последний оплот ИГИЛ – Ракку, а после этого встанет вопрос: “что со всем этим делать?” США категорически не хотят развала Сирии и создания питательной среды для новых взрывов на Ближнем Востоке. А это значит что им так или иначе потребуется договариваться с Россией. И тут Макрон делает “благородный жест” – заявляет прямо в самом начале встречи с Трампом, что Франция больше не рассматривает Асада как препятствие к миру в Сирии. Это само по себе такой неожиданный и крупный подарок Трампу, что он неминуемо будет настроен в пользу Макрона. Какие еще подарки Трампу приготовил Макрон неизвестно, но я думаю он недаром принимал у себя с такой помпой украинского Президента Петра Порошенко, обозначая кто именно главный в Европе и к кому надо ездить в случае чего. Не случайно именно из Парижа пошла новость: возможно Трамп пригласит в США Путина. Это указывает на то, что у Трампа с Макроном утановилось полное взаимопонимание по всем проблемным для американского Президента вопросам.
Означает ли намечающийся союз Маркона и Трампа удар по интересам Израиля и Саудовской коалиции на Ближнем Востоке? Скорее всего – да, хотя США постараются смягчить удар жесткими действиями против Ирана. В этом пока неизвестно мнение Макрона и это будет маркером: если Макрон начнет поддерживать антииранский вектор Трампа, значит тайный союз Парижа и Вашингтона состоялся. Если нет – это будет значить, что Макрон будет идти своим путем, где соперничая с Трампом, а где оказывая ему услуги, но особых успехов в этом случае ждать не приходится. Отдаст ли Трамп Франции свою намечающуюся победу в Украине? Тоже пока неясно. Скорее всего это будет зависеть от Польши: если она уступит Украину Франции, то и Трамп не станет возражать, но если Польша пожелает включить Украину в проект “Троеморья”, то Макрону придется смириться с очередным политическим поражением.
Пока же – звенят доспехи кирасир, гремят фейерверки и салюты, веселый парижский гомон отгоняет грустные мысли скептиков. Сегодня семейство Трампов ужинает с четой Макронов на втором этаже Эйфелевой башни и остается только пожелать этим вершителям многих судеб человеческих приятного аппетита. Хотя… многие на свете думали, что они чем то там управляют…
Solomon Mann
©2017