Взрывоподобная популярность Эммануэля Макрона – ранее не слишком известного и популярного политика, а затем его победа на президентских выборах, формирование новой партии и блистательная победа на выборах парламентских – все это иногда напоминает взлет Наполеона. Впрочем, честолюбием Макрон вряд ли уступит Наполеону и его упорство, самоуверенность и настойчивость, клоторыми он добился руки своей возлюбленной – бывшей его школьной учительницы – тоже характерные признаки личностей ряда Наполеона. Однако надо понимать, что выборы и новая партия, весь этот ажиотаж и народное доверие, на фоне потери оного ко всем традиционным политическим силам в стране – это все таки не заслуга, а аванс. Лидер не может ставить себе в заслугу доверие граждан – напротив: это кредит который нуждается в оплате. И люди, подобные Наполеону и Макрону, не привыкли задерживать платежи по кредитам, тем более, что в отличие от Наполеона, Макрон – банкир и финансист, и задержка выплат по кредиту для него – тяжкое преступление.
Итак, мы понимаем, что новоиспеченному “первому консулу” нужна первая быстрая и убедительная победа, своего рода Тулон, чем он стал впоследствии для Бонапарта. Понимать это – уже очень много, потому что это дает ключ не только к пониманию того что делает Макрон сейчас, но и к тому что он в дальнейшем будет делать.
Макрон стал Президентом Пятой Республики в тяжелые для Франции времена. Германия запуталась в своей экономике и левых неокейнсианских теориях, снизив уровень производства. Ее ресурсы, до сих пор щедро питавшие ЕС, обмелели и Франция, строящая свое богатство на эксплуатации союза с Германией, почувствовала первые признаки голода. Если коммунисты заговорили об экономике, начали снижать налоги на “богатеев” и задумались над увеличением рабочих часов за неделю, пусть всего на час, это значит, что экономическое положение страны близко к коллапсу. Неокейнсианство, “доработанное” левыми до марксизма, гласит следующее: при росте доходов населения, ВВП увеличивает только та часть граждан, которая сразу вбрасывает заработанное обратно в рынок в целях потребления. Остальные откладывают лишние деньги на счета или в чулок и там они прекращают свою работу на ВВП. Иными словами: только деньги нищих, живущих от зарплаты до зарплаты способны увеличить ВВП. Строя всю мировую политику, все свои политические показатели, всю популярность своих партий на этом показателе, левые политики увеличивали налоги на богатых и забрасывали отобранные деньги в инфраструктурные проекты для бедных, увеличивая таким образом ВВП страны. Но их ждал неприятные сюрпризы: во первых невозможно одну овечку стричь несколько раз – кошельки и терпение денежных мешков не безграничны. И второе: достаточно зажиточное население ЕС стало так хорошо себя чувствовать, что подошло к пределу трат и стало откладывать на будущее. Вся настроенная машина потребления покатилась в тартарары и политики оказались перед лицом падения показателей, ими же самими выдвинутыми, как показатели оценки эффективности их деятельности. Потому правительства социалистических стран Европы как манну небесную восприняли мигрантов из арабских стран. Будучи совершенно нищими и к тому же не желающими работать, в основном, они, на взгляд левых экономистов, представляли собой идеальную машину восстановления своей популярности и роста ВВП. Ведь если отдать им деньги, то они будут тратить все до последнего цента, ибо надо кушать, платить за жильё и т.д.. Деньги отпускаемые на мигрантов, почти мгновенно обращаются на рынке и пропускаются через мелкие бизнесы, раскручивая ротор экономики и повышая ВВП. Радость левых теоретиков-экономистов оказалась недолгой: после очень короткого всплеска, показатели покатились вниз с еще большей скоростью. А между тем, население стало выражать недовольство, да и сами мигранты не сидели сложа руки, всеми силами стараясь нанести ущерб странам, которые добродушно их приняли. Таким образом снова заклинило старую модель экономики ЕС, строившей благоденствие в кредит и безоблачные перспективы в рассрочку. А тут еще выход из ЕС Великобритании сильно ударил как по экономике ЕС в целом, так и по экономике Франции, которая питается соками других стран, выжимая их насухо.
Учитывая вышесказанное, в экономике перед Макроном стоит очень сложная глобальная задача укрепить и развить экономику ЕС, особенно Германии, которая является для Франции своего рода замороженной едой, от которой она откусывает когда надо, а остальное откладывает в холодильник. Макрон как экономист и финансист понял, что так делать нельзя. Еду надо выращивать, а не доедать. Потому на следующий период именно Макрону а не Ангеле Меркель предстоит быть канцлером Германии, ибо Макрон будет делать все возможное чтобы поправить экономику именно Германии, а не Франции. А уж экономика Франции от этого привода заработает сама собой, так как каналы перекачки немецкого добра во французские сундуки налажены еще де Голлем – просто коммунисты этого не понимали и резали курочку, несущую золотые яйца. Естественно, что Макрон не собирается все делать сам: вот и во главе ЕС ему через Меркель еще не будучи президентом, удалось протащить поляка, которого в Польше считают предателем – Туска, то есть человека полностью зависящего от Меркель и Макрона. Антибританская риторика тоже вдруг исчезла из рациона Елисейского дворца. Так что выйдет Британия из ЕС или нет, но Макрон постарается включить эту страну в Европейское меню Франции, чтобы иногда лакомиться не только германятиной, но и англичатиной. Таким образом понятно, что экономика для Макрона – долгосрочная проблема и она никак не может быть его Тулоном.
Что в качестве ближней цели Макрон изберет насущную политику, было понятно еще до того, как он под звуки фанвар вступил в Елисейский дворец. Его резкие и противоречивые высказывания показывали, что он лихорадочно ищет точку приложения, пробуя где ногой, а где посохом болотистые берега политических проблем. Поскольку Франция в минувшие времена уже потеряла позиции на Дальнем Востоке, Макрону не светит триумф в кризисе с Северной Кореей. На Ближнем Востоке Францию живо интересуют бывшие подмандатные территории – Сирия и Ливан. Но предшественник Макрона – Олланд – настолько успел подмочить репутацию Франции, со всеми на Ближнем Востоке перессорившись, всех оскорбив и со всеми переругавшись, что ввязываться сейчас в Ближневосточный узел, да еще с непредсказуемым результатом – было бы глупо. Макрон ограничился туманным заявлением, что дескать он не склонен считать проблему с президентством Асада значительной проблемой. То есть сделал намек России, Ирану и Сирии, что если его попросят, он мог бы сыграть на их стороне. Однако, дальше чем на намеки он не пошел и это показывает насколько осторожен и чуток Макрон в политике. Безусловно, важнейшим узлом в мировой политике на сегодняшний день является Европа: конгломерат соизмеримый по мощи разве что с США, несмотря на то, что последние 10 лет управления социалистов ослабили его донельзя. Здесь влияние США постояно борется с блоком европейских лидеров, главой которых хочет стать Макрон. Он дал понять, что пробует почву, своими выглядевшими смешно рукопожатиями с Трампом на сессии НАТО, когда его попытка использовать руку влиятельнейшего человека в мире в качестве силомера, была кое-как оправдана европейской и американской прессой, ненавидящей Трампа. Однако там он был на грани провала, так как его неопытность в мировой политике общеизвестна и Трамп вовсе не мягкотелый европейский политик, а железный американский бизнесмен, прошедший такие закалочные круги, какие Макрону и не снились. В этой схватке выиграл Дональд Трамп и Макрон это сразу понял, потому он вскоре попытается привлечь на свою сторону Трампа и для этого разговора пригласил американского Президента посетить Париж на День взятия Бастилии, и как известно, Трамп это приглашение уже принял. В спор с английскими дипломатами, столь многоопытными, что с ними не решаюся вступать в клинч даже немцы и американцы, новый французский президент пока даже не пытается входить.
Таким образом, отбросив все остальные варианты, можно прийти к выводу, что Макрон изберет своим Тулоном, на котором он въедет в славу и мировую политику, военный конфликт в Украине. Это решение пришло к Макрону не сразу. По всей видимости он мучительно выбирал между разными вариантами. Прощупывая Путина в Версале, он также сделал несколько ошибок, в результате которых разочаровал “русского медведя” и настроил его против себя. В кулуарах Путин злобно назвал его “сопляком”, “заигравшимся мальчишкой” и “несерьезным человеком”. В тот момент, разозлив и оскорбив Путина, Макрон видимо еще не решил какую из политических игр он выберет в качестве “Тулона”, думаю он склонялся к тому, чтобы возглавить антитрамповскую коалицию. Однако прогремевшие одна за другой победы Трампа в США свели на нет эту опцию. Наконец Макрон понял, что единственной его надеждой является решение украинской проблемы, решив которую он сразу же становился бы в глазах мира, а главное – Европы – значительным политиком: ведь с проблемой не справились все его предшественники от Обамы до Меркель и Олланда. В такой задаче необходима сильная поддержка и Макрон надеется на поддержку Трампа и конечно он уже приготовил Трампу ответный подарок, который позволит надеяться на то, что американский Президент, обремененный значительно более важными проблемами, с радостью отдаст ему неблагодарный Украинско-Российский конфликт, который всем в Европе уже по горло надоел. О том, какой подарок он сделает Трампу, думаю читатели догадаются сами (и вскоре смогут это проверить на саммите G20). А между тем, не теряя времени, Макрон вызвал к себе Порошенко, даже не дав ему отдохнуть после внепланового визита в Вашингтон. Однако, если самочинный визит Порошенко в США проходил в условиях унижения и пренебрежения, то Макрон встретил Порошенко по царски: красная дорожка, наполеоновские кирасиры с саблями наголо, национальные гимны и флаги – все необходимое чтобы потешить сердце украинцев после американского унижения. Макрон не просто принимал украинского гостя – он его целенаправленно обхаживал, к месту и не к месту упоминая то об украинстве Анны Ярославны (на что даже сами украинцы не решались, скромно именуя ее Киевской), то о том как несправедлива к ним Россия. Макрон намекал на поддержку и в экономическом плане, и на инвестиции французских фирм, и на то что ассоциация с Европой должна укрепляться. В ответ от Порошенко требовалось лишь одно, причем то, что сам Порошенко уже высказал в Вашингтоне: обязательство выполнить Минские соглашения. Любому наблюдателю ясно, что Украину у США Макрон намерен если уж не отбить, то хотя бы перекупить. Оказать давление ни на одну из сторон Макрон не в состоянии: Путина он разочаровал, а Порошенко и сам не слишком владеет своей страной. А это значит, что Макрон собирается использовать США в своей игре. Трамп – прагматик и будет требовать много взамен – нас ждет увлекательная политическая игра между начинающими политиками. Но то, что Макрону его трюк удастся, я не сомневаюсь, потому что Трампу Украина не нужна и он не хочет тратить на нее свои силы. По замыслу Трампа и плану Манафора (а это сейчас одно и то же) после умиротворения Украины, ее следует сдать в руки Польши, которая настроена по отношению к Украине позитивно и будет благодарна США за этот подарок. Уже на днях Трамп собирается ехать в Варшаву, где к его приезду соберут “малый восточноевропейский съезд” на котором, как предполагается, Дональд Трамп провозгласит Польшу своим старшим партнером и модератором в регионе “Двух морей” – бывшей большой Речи Посполитой, что хоть и не произносится вслух, но понятно всем участникам саммита. Тут Манафор конечно в своем плане полностью следует советам покойного Бжезинского, который видел особую роль своей малой родины в постсоветском мире. Вся сложность состоит в том, что Франция тут никаким боком не стояла и Макрону придется уламывать Трампа менять уже утвержденные “дворцовые” планы, причем уже после встречи с поляками – ведь саммит G20 и День взятия Бастилии будут уже после Варшавского саммита, а поехать самому наскоро к Трампу и решить вопрос заранее – Макрону не позволяет галльская гордость. Тем не менее, думаю в этом он добьется успеха – новоиспеченному “принцу” Европы Трамп вряд ли откажет. На мой взгляд, Макрон уже предпринял политические шаги чтобы договориться с поляками: напугал их своими “размышлениями” о запрете внутриевропейской миграции. По этому поводу 4 страны восточной Европы (Вышеградская четверка) попросили у него аудиенции, и она им была милостиво назначена. Видимо этот инструмент и будет использовать Макрон чтобы давить в случае необходимости на Польшу.
Избрав в качестве “Тулона” Украину, Макрон собирается заручиться поддержкой Меркель, которая давно мечтает снять с России санкции и улучшить за счет этого экономику Германии, так же как и Италию, которая ждет-не-дождется донецкого урегулирования. Трамп уже навесивший над Россией “дамоклов меч” дополнительных санкций, любезно ему предоставленный Конгрессом, будет иметь возможность говорить с Путиным милостиво, но строго, заключая соглашение, которое и так всесторонне выгодно российскому Президенту. Казалось бы, Макрону остается только протянуть руку и схватить лавровый венок победителя и миротворца. Однако не следует забывать то, что Порошенко некрепко сидит в своем президентском кресле и делать шаги к выполнению Минских соглашений на глазах им же выращенных, по наущению демократов, националистов – сторонников вечной войны – просто не сможет без угрозы потерять власть. Заставить Путина “слить” Донбас на условиях Украины не сможет никто – ни санкции, ни Макрон, ни Трамп, ни угроза третьей мировой. А это значит что объектом давления должна быть Украина, поскольку юридически она все таки обязалась исполнять подписанные минские соглашения. Как уговорить народ и представить в его глазах ве справедливым и выгодным для Украины – должен посоветовать сам Порошенко, а уж дело ЕС и США будет помочь ему. В конечном итоге, возможности США в Украине столь велики, что ни одно движение не сможет устоять против окрика Госдепа. А еще важно то, что любого украинского политика всегда можно и купить и напугать: все они имеют счета, коррупционные офшоры, схемы, собственность и гражданства в разных странах Европы и мира. С такими людьми очень легко разговаривать и это делает Украину удобной точкой приложения международных сил. Согласно плана Манафора Новый 2018 год Украина должна встречать в мире и думаю, что когда столь мощные силы объединят усилия, достижение мира станет реальностью.
Не надо думать, что Макрон собирается получать от Украины уступки даром. Европа будет делать очень много как для восстановления Донбаса (за немецкие деньги), так и для оживления умирающей украинской экономики. И в даном случае Макрон, как движущая сила обновления ЕС будет очень полезен всем, в том числе Украине и такой “Тулон” Президента Макрона пошел бы на пользу всем заинтересованным сторонам.
Solomon Mann
SmartNews © 2017